Гражданский Кодекс РФ. Статья 227. "Находка". - Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу. - Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления. - Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, в орган местного самоуправления или указанному ими лицу. Гражданский Кодекс РФ. Статья 228. "Приобретение права собственности на находку". Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления (п. 2, ст. 227), лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший приобретает право собственности на нее. - Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность. Гражданский Кодекс РФ. Статья 229. "Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь". Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченного на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность - от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь. Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить. Гражданский Кодекс РФ. Статья 233. "Клад". Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т. п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада. Федеральный Закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (проект). Статья 3. "Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации". К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся: единичные памятники:... структуры археологического характера, в том числе частично или полностью скрытые в земле или под водой, ...которые имеют ценность с точки зрения истории, искусства и науки; ансамбли:... единство или связь с пейзажем которых представляют ценность с археологической, ...точки зрения, в том числе археологические или палеонтологические объекты; исторические центры поселений, фрагменты исторических планировок и застроек поселений; достопримечательные места: ...культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок, жилищ, объектов фортификационного назначения, регилиозного назначения - храмов, церквей, монастырей, культовых комплексов; святые места и места совершения обрядов; исторические поселения: города и населенные места, облик которых (планировка, силуэт застройки, памятники, связь с ландшафтом и другие характеристики) представляют собой ценность с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения. Уголовный Кодекс РФ. Статья 243. "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры". Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов. Взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет. Комментарии к статье
- Преступление, предусмотренное настоящей статьей, содержалось и в УК РСФСР (ст. 230), хотя по сравнению с прежней редакцией диспозиция данной статьи несколько изменена. Так, из перечня предметов посягательства были исключены предметы или документы, имеющие научную ценность, а среди признаков квалифицированного состава данного преступления появилось указание на памятники общероссийского значения. - Данное преступление посягает на отношение по охране культурного и исторического наследия России, а также особо охраняемых природных объектов. Охрана памятников истории и культуры, бережное отношение к историческому и культурному наследию является обязанностью граждан РФ, установленной Конституцией РФ (ч. 3 ст. 44). - Предметом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются памятники истории, культуры, природные комплексы или объекты, взятые под охрану государства, предметы и документы, имеющие историческую или культурную ценность. - Памятники истории и культуры это объекты материальной культуры, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народа. Обладающие исторической, художественной, научной или иной культурной ценностью и зарегистрированные в государственных списках памятников истории и культуры (ст. ст.1, 6 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Ведомости РСФСР, 1978, № 51, ст. 1387; ст. ст. 25, 37 Основ законодательства РФ о культуре. Ведомости РФ, 1992, № 46, ст. 2615). На вновь выявленные объекты материальной культуры, представляющие особую ценность и зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса об их принятии на государственный учет также распространяется режим охраны уже зарегистрированных памятников истории и культуры. Природные комплексы и объекты, взятые под охрану государства, определены в Законе РФ "Об особо охраняемых природных территориях" (СЗ РФ, 1995, № 12, ст. 1024). В соответствии со ст. 2 этого Закона различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы и др.). Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Так, так территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, а территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов могут быть как федерального, так и регионального значения. Определение, к какой категории относится данная особо охраняемая территория, является компетенцией Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, а для территорий местного значения этот порядок устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. - Объекты материальной культуры могут быть как движимыми (исторические ценности, предметы, полученные в результате археологических раскопок, художественные ценности, старинные книги, уникальные музыкальные инструменты, почтовые марки иные предметы коллекционирования, редкие коллекции флоры и фауны и др.), так и недвижимые (здания, иные сооружения). К таким объектам относятся и территории, имеющие историческое значение, например из-за происходивших там исторических событий. - С объективной стороны комментируемое преступление состоит в уничтожении или повреждении перечисленных в ч. 1 настоящей статьи объектов. Под уничтожением понимается приведение соответствующего объекта в негодность, в такое состояние, при котором объект навсегда утрачивает свою ценность и не может использоваться по назначению. Повреждение это существенное изменение объекта либо его частей, например удаление фрагментов. При повреждении объект не может использоваться по своему назначению без восстановления. Такое повреждение должно быть заметно и неспециалистам. Не будет повреждения памятника истории или культуры в смысле настоящей статьи, если на нем сделаны трудносмываемые надписи, рисунки, раскрашены фрагменты и т.п. Что же касается уничтожения или повреждения природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства, то подобные действия предполагают такое воздействие, при котором они теряют свой естественный вид (уничтожение лесного массива либо части растений) либо нарушается экологический баланс этих природных объектов (гибель растений, загрязнение водоема и т. п.). Уничтожение предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, предполагает приведение их в невосстановимый вид, а повреждение может состоять в изменении их внешних признаков, например в вырывании страниц из книги, вырезании части документа и т.п. Для квалификации содеянного по настоящей статье способ уничтожения или повреждении указанных памятников значения не имеет. Оно может быть произведено химическим, механическим и иным способом. - С субъектом стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом: виновный осознает, что уничтожает или повреждает один из перечисленных в ч. 1 настоящей статьи предметов данного преступления, предвидит возможность наступления их гибели либо серьезного повреждения и желает этого. Неосторожное совершение таких действий исключает ответственность по данной статье УК РФ. - Субъектом является любое лицо, достигшее возраста 16 лет. - В ч. 2 настоящей статьи предусмотрен квалифицированный вид данного преступления, а именно: уничтожение или повреждение особо ценных объектов или памятников общероссийского значения. Особая ценность конкретного памятника истории или культуры, предмета или документа устанавливается с помощью экспертизы (искусствоведческой, экологической и др.). К особо ценным могут быть отнесены движимые культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации (ст. 9 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Ведомости РФ, 1993, № 20, ст. 718). Признать тот или иной памятник истории или культуры, природный объект имеющим общероссийское значение могут Правительство РФ и Президент РФ (см., например, САПП РФ, 1993, № 45, ст. 4334) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля 2002 г.) Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года СТАТЬЯ 7.13. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны. 1. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. 2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального наследия, а равно в зонах их охраны, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. 3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, - влекут наложение административного штрафа на граждан от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. СТАТЬЯ 7.14. Проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия. Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. СТАТЬЯ 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения. Ведение археологических разведок или раскопок без получения в установленном порядке разрешения (открытого листа) в случаях, если наличие разрешения (открытого листа) обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок. |
| В Хогвартс | | В кабинет | | Расписание уроков | | Журнал | |