Сокровища Древней Греции         



Нам паруса надул Борей...
(Генриху Шлиману, его вдохновенной упрямой мечте и вере)

Нам паруса надул Борей,
Нам море по колено!
Жди в гости греческих царей,
Прекрасная Елена!

Чтобы Тобою обладать,
У стен могучей Трои
Готовы жизнь свою отдать
Великие герои!

И сами боги снизойдут,
Без жертвы и молитвы;
Их латы золотом блеснут
На поле страшной битвы!

И будет смерть, и будет кровь
И подвиг, и коварство!
Рекой польются слёзы вдов,
Осиротеют царства!

И будут волны хоронить
В чуть розовую пену
Тех, кто пришел мечом добыть
Прекрасную Елену...

---------------------

Времен песчаная река
Былое скрыла гладко
И на грядущие века
Оставила загадку

Где этот город, что воспет
Чудесной Илиадой?
И где свидетельства тех лет,
Великих лет осады?

И усомнятся в правде слов
Незрячего поэта:
Уж не виденья странных снов,
Уж было ли всё это?

Но гений чудо сотворит:
Поверит в песнь Гомера,
И Трою людям возвратит
Его мечта и вера...

© Дмитрий Иной


Ученики собрались перед кабинетом Кладов и сокровищ. Самые любопытные заглядывали в приоткрытую дверь, пытаясь предугадать тему сегодняшней лекции.

Профессор Грифон раскладывал на столе древнегреческие монеты. Вдоль стены стояли мраморные статуи греческих богов. На полках располагались изящные древнегреческие вазы с изображением мифических героев. Формы и размеры сосудов удивляли своим разнообразием. На стенде красовались точные копии тех сокровищ, которые в наше время именуют «Золотом Трои» или «Кладом Приама». Увидев собравшихся учеников, профессор пригласил их в кабинет.

- Приветствую вас, дорогие ученики!

Сегодня мы поговорим о Греции – одной из величайших цивилизаций в мировой истории.

Территория Древней Греции – Клондайк для кладоискателей.

Грифон обратил внимание учеников на картину, на которой был изображен древнегреческий базар. Здесь все заняты торговлей. Товары и деньги переходят из рук в руки. Еще здесь люди обмениваются слухами и идеями.

Интересно, что именно греки стали использовать металлические деньги вместо прямого обмена товарами. Цена этих монет гарантировалась властями города.

Что мы сейчас об этом знаем? Монеты впервые появились в 6000 году до нашей эры в греческой колонии Лидия. В наше время кладоискателями найдено много греческих монет. Как правило, монета – это кружок металла с символом или изображением главного бога города. Позднее на монетах стали чеканить портреты правителей города.

Поскольку каждый город имел собственные деньги, люди должны были их обменивать при посещении других городов. На базарах обменом занимались менялы, они брали плату за оказанную услугу.

Тогда же и появились первые банки. Поскольку все уже пользовались деньгами, банки были необходимы. На рынке банкиры давали горожанам деньги взаймы, и как ростовщики, брали за это проценты.

Клады, состоящие из древнегреческих монет, частенько находят на территории современной Греции, Турции, Грузии, Болгарии, в Крыму и на Таманском полуострове.

В 2007 году на южной окраине Афин археологи обнаружили руины, которые представляют собой остатки древней рыночной площади. Датируются они V—IV вв. до н.э. Рыночная площадь (агора) была заполнена магазинами, лотками и административными зданиями, и являлась для древних греков центром финансовой, политической и общественной жизни. Там же ученые обнаружили большое количество керамических изделий, монет и свинцовых гирь, которые, очевидно, использовались торговцами для взвешивания товара.

Кладоискатели и археологи нередко находят изделия из керамики. Они недороги, поэтому грабители могил чаще всего не обращали на них внимания. А вот для настоящих ценителей истории такие находки бесценны. Сегодня можно точно определить дату их изготовления. Рисунки на гончарных изделиях поведали нам о повседневной жизни древних греков. На многих изделиях изображены сцены из древнегреческих мифов.

На территории Фракии удачливыми кладоискателями в 1949 году был найден клад, датируемый IV—III вв. до н. э. Он состоял из девяти золотых сосудов общим весом более 6 кг, четырех ритонов, трех кувшинов, чашки и амфоры с ручками в виде кентавров. Рельефные украшения на сосудах представляли сцены из греческой мифологии. Сосуды клада можно назвать шедеврами эллинистического ювелирного искусства второй половины IV в. до н. э.

Архитектурные и скульптурные памятники Древней Греции являются образцами художественного творчества греческого народа. Но многие античные статуи, сохранившиеся до наших времен, не являются греческими подлинниками. Многие из них являются лишь копиями, выполненными древнеримскими мастерами. Классические произведения античной архитектуры и скульптуры в течение многих столетий копировали в Европе.

Статуя богини Венеры Милосской, находящаяся в Лувре в Отделе античного искусства, является подлинной. Бытует немало легенд о том, как она была найдена.

Я расскажу вам о самой распространенной.

На острове Милос в XIX веке проживал крестьянин по фамилии Популос. Однажды, работая на своем участке земли, он обнаружил статую. Когда крестьянин очистил ее от земли и грязи, он увидел, что перед ним мраморная скульптура, изображающая богиню любви.

Предприимчивый крестьянин тут же спрятал статую, и принялся подыскивать для нее покупателя. Вскоре в доме Популоса появился французский офицер Дюмон-Дюрвиль, который не прочь был купить статую, но крестьянин потребовал больших денег. Офицер попросил не продавать никому Венеру, а сам отправился на поиски денег. Когда нужная сумма была получена, Дюмон-Дюрвиль вернулся в дом Популоса за статуей. Однако оказалось, что крестьянин продал статую турецкому подданному, и тот уже загрузил ее на корабль. Офицер подкупил капитана судна, и решил перенести скульптуру на свой корабль. Турки обнаружили пропажу, завязалась драка. Во время этой драки прекрасная богиня лишилась рук. В результате французам удалось отбить бесценное произведение искусства и переправить его во Францию. Ученые принялись исследовать статую и пришли к выводу, что она датируется VI в. до н. э.

В Древней Греции творили лучшие драматурги и философы того времени. Большое значение для греческого искусства имели письменные свидетельства древних авторов, описания памятников искусства и упоминания о них в древнегреческих и древнеримских литературных произведениях, стихах.

Знаменитый археолог Генрих Шлиман с детства увлекался бессмертными творениями Гомера «Илиадой» и «Одиссеей». Ученый всю свою сознательную жизнь мечтал найти Трою. И вот, в 1868 году он отправился в Грецию, чтобы выполнить главное дело своей жизни. Но поиски осложнились тем , что местность у холма Гиссарлык, где по описанию Гомера находилась Троя, на тот момент принадлежала уже не Греции, а Турции. Шлиман был настойчив, и турецкие власти уступили его просьбам и позволили начать раскопки.

В течении пяти лет продолжались раскопки, за это время археолог переворотил более двухсотпятидесяти тысяч кубометров земли. И вот, на глубине семнадцати метров были обнаружены остатки крепостной стены. Шлиман был уверен, что это и есть долгожданная Троя. К великому сожалению, у неопытного археолога не хватило терпения на профессиональные раскопки. Шлиману так хотелось немедленно увидеть Трою, он снес несколько культурных слоев. Об этом он жалел всю оставшуюся жизнь. Но все-таки он доказал скептикам, что в основе «Одиссеи» и «Иллиады» лежат реальные исторические события, и что легендарная Троя существовала. Это был триумф!

Последний день раскопок принес кладоискателю фантастическую удачу. В жаркий июньский полдень лопата рабочего обо что-то звякнула. Благо, Шлиман оказался поблизости. Он отпустил рабочих на отдых, а сам вместе с женой продолжил раскопки. Они отрыли большой медный сундук.

«Можно предположить, — писал Шлиман в дневнике, — что кто-то из семьи Приама в спешке уложил сокровища в ларь, так и не успев вынуть из него ключ, и пытался их унести, но погиб на крепостной стене от рук врага или был застигнут пожаром. Брошенный им ларь был сразу погребён под стоявшей неподалеку дворцовой постройкой, и занесен пеплом».

Едва Шлиман приоткрыл тяжелую крышку – он увидел блеск золота. Это было золото, ставшее величайшей археологической находкой XIX века. В сундуке находилось полтора килограмма золота: золотой кубок в форме ладьи, шестисотграммовый флакон из золота, чаша и кубок из серебра, медные топоры и кинжалы, двадцать четыре ожерелья, шесть браслетов, восемьсот семьдесят колец, четыре тысячи шестьдесят шесть брошей, две великолепные диадемы, перстни, цепочки, множество мелких украшений. Жена Шлимана Софья расстелила шаль и разложила на ней эти сокровища. Шлиман был в восторге! Он водрузил на голову жене золотую диадему, представляющую крученую золотую цепь, насчитывающую свыше 16 000 звеньев, и воскликнул: «Драгоценность, которая украшала Елену Троянскую, теперь украшает мою жену!» По договору, заключенному с османским правительством, половину находок Шлиман должен был передать Турции, но спрятал клад и вместе с Софьей вывез его в Европу.

Шлиман был уверен, что эти сокровища принадлежали троянскому царю Приаму. Но после смерти археолога учеными был сделан вывод, что клад не имеет никакого отношения к Приаму. Сокровища принадлежали другому царю, жившему на тысячу лет раньше Приама. Шлиман подарил свою бесценную находку Берлинскому музею первобытной и древней истории.

Во время Второй мировой войны сокровища спрятали в специальном бункере на территории Берлинского зоопарка. Но после войны они бесследно исчезли. Истина открылась совсем недавно. Оказывается, в 1945 году директор берлинского музея передал драгоценные экспонаты советским властям, и с тех пор «золото Трои» хранилось в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Гриф «секретно» был снят с коллекции Генриха Шлимана лишь в 1992 году, а в апреле 1996 года посетители музея воочию увидели легендарные сокровища, найденные удачливым и упорным человеком.

Но на этом его поиски не закончились. В 1876 году Генрих Шлиман отправился в Грецию, чтобы начать раскопки в Микенах – столице греков-ахейцев, разрушивших легендарную Трою. Правителем Микен был царь Агамемнон, который возглавил поход на Трою. Археолог заключил договор с греческим правительством, согласно которому, все найденные вещи автоматически становились собственностью греческого народа.

Судьба улыбнулась удачливому археологу, он обнаружил крепость, дворец, жилые дома, пять царских гробниц, в которых были найдены предметы из золота и бронзы. В одной из гробниц нашли кубок, очень похожий на кубок старца Нестора, описанный в «Илиаде» Гомером. Кубок был выкован из серебра и изображал голову льва. Во второй гробнице нашли последнее пристанище три женщины, эта гробница была буквально набита золотом, тут находились золотые украшения: короны, бляшки с узорами, статуэтки, изображавшие различных животных. В следующей гробнице были бронзовые мечи, тончайшим образом инкрустированные золотом и серебром, обсидиановые кинжалы, лавровые венки из чистого золота и пятнадцать золотых диадем и куски огромной серебряной вазы. В другой гробнице была найдена золотая погребальная маска, Шлиман полагал, что это была посмертная маска царя Агамемнона. Однако, ученым впоследствии удалось выяснить, что эти сокровища изготовили за три столетия до рождения знаменитого венценосца. Но это открытие никаким образом не уменьшило их исторической ценности.

К сожалению, это все, а теперь запишите домашнее задание.

1. Герои одного из мифов на корабле Арго отправляются на поиски одного из самых знаменитых сокровищ Древней Греции. О каком сокровище идет речь? Расскажите о нем вкратце. (2 балла)
2. В ученом мире Шлимана считали мошенником, собирающим свои клады из вещей различного происхождения. А некоторые были вообще уверены, что он заказал ювелирам изготовить для него эти вещи. А кем вы считаете, Шлимана – талантливым и удачливым кладоискателем или мошенником? (2 балла)
3. Традиционный вопрос. Представьте себе, что вы оказались в древнегреческом храме. Расскажите немного об этом храме, опишите его убранство. (4 балла)
4. Почему сокровища Древней Греции находят далеко за пределами современной Греции? (2 балла)

Работы отправляйте через личное дело или с моим почтовым вороненком

Если отправляете домашнюю работу вороненком, обязательно указывайте свой ник, курс и факультет.




Сайт управляется системой uCoz

| В Хогвартс | | В кабинет | | Расписание уроков | | Журнал |


Сайт управляется системой uCoz