Иисус Навин Ковчег завета Шёл перенесть за Иордан, Но ждал от Господа ответа, И знак ему тотчас был дан: Как ступни ног, ковчег несущих Священников, коснутся дна, Омоются водой ревущей – То остановится она, И глубина вдруг станет брегом – Сравнить то можно с пирогом: Река разрежется ковчегом На части ровно, как ножом, Как будто это чьи-то длани Старались избранных своих Освободить при Иордане. О, люди! Не забудьте их! Со дна себе в напоминанье 12 галечных камней Достаньте, сразу в назиданье Для ваших внуков и детей. Денисова Елена Ученики собрались у кабинета в ожидании профессора. Каково было их удивление, когда Chantalia вышла из кабинета и сказала: «Сегодня лекция будет проводиться во дворе школы. Профессор Грифон приглашает всех туда». Не менее удивились ученики, когда во дворе школы увидели высокую ограду, за которой располагался какой-то шатер. Профессор ожидал учеников у ограды. - Приветствую вас, дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок. Тема его: « Реликвии скинии».
Мы отправимся сегодня на экскурсию в скинию. Предупреждаю сразу, что сама скиния и все предметы в ней - не настоящие, это макеты. Тем не менее, прошу ни к чему не прикасаться, ничего не ломать – беречь школьное имущество. Прилежная девочка в синей мантии тут же подняла руку: - А можно поинтересоваться, что такое скиния? - Скиния – это первое святилище, которое Моисей построил по указанию самого Бога. «И построят Мне святилище, и Я буду пребывать среди них» (Исх 25:8). Из истории вы знаете, что у других богов были храмы, алтари, статуи, куда люди могли прийти и обратиться к богам. Израильтянам это походное святилище было необходимо для того, чтобы у грешного народа было место, где бы он мог непосредственно общаться с самим Богом. Моисей обратился к израильтянам: «Вот что заповедовал Господь: сделайте от себя приношения Господу; каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, - золото, серебро, медь, шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, и виссон, и козью шерсть, кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерево ситтим. И елей для светильника, и ароматы для елея помазания и для благовонных курений. Камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника. И всякий раз мудрый сердцем пусть придет и сделает все, что повелел Господь». (исход 35:4-29) Скинию строили всем народом. Для обустройства скинии люди добровольно приносили в дар Богу кольца, серьги, перстни, подвески, всякие золотые вещи, медь, серебро, шерсть, кожи, дерево ситтим. - Какое дерево? – удивленно вскинула брови девочка в красной мантии. - Это дерево упоминается в Библии, это очень твердое дерево, его применяли для постройки скинии и на приготовление утвари в ней. Вероятнее всего – это дерево из рода акаций. Подробнее о нем может рассказать профессор Травяница, заодно и поинтересуйтесь деревом гофер, из которого, по библейскому преданию, был изготовлен Ноев ковчег. - Что же представляла собой эта скиния? Это что - палатка походная? - спросил мальчик в зеленой мантии. - Ну, не совсем палатка, но временная постройка, или шатер, вокруг которого находился двор длиной около 50 м и шириной 25 м. Двор был окружен столбами, с висящими на них полотнищами из синей, червленой и пурпуровой шерсти. Перед скинией располагался медный жертвенник всесожжения и золотой умывальник. Непосредственно в скинии было два отделения. Первое отделение называлось Святилищем. В нем находился золотой жертвенник для курения. Рядом стоял золотой стол, на который укладывали двенадцать «хлебов предложения» - это были священные хлебы от каждого колена. Здесь же находился золотой светильник с семью лампадами, называемый менора. За завесой, во втором помещении, называемом Святая святых, находился золотой Ковчег Завета, или, как его еще называли, - ковчег откровения. А вокруг скинии народ собирался для богослужения, за что ее в Библии и назвали «скинией откровения» и «скинией собрания». Предлагаю рассмотреть эти реликвии подробней. Давайте представим себя первосвященником и отправимся в скинию. Первая реликвия, которую можно было увидеть, войдя во двор скинии – это медный Жертвенник всесожжения, который предназначался для сжигания жертвенных животных. На нем горел неугасимый огонь, и к нему ежедневно приносились жертвы: ягнята, козлята, тельцы (их сначала умерщвляли, а затем сжигали). Он имел внушительные размеры: около 2,5х2,5 м и высотой до 1,5 м. Внутри жертвенника располагалась медная решетка для дров, а по углам было два отверстия для стока крови жертвенных животных. Все это венчал выпуклый медный обод, украшенный резным орнаментом из цветов и бутонов. В углу находились две медные чаши для возлияний вина и воды. Располагался жертвенник всесожжения под открытым небом. Самое интересное и чудесное, что огонь, который никогда не тушили, не повреждал медные детали жертвенника. Ни ветер, ни дождь ни разу не потушили священного огня. И третье: столб дыма всегда поднимался вертикально к небу, никакой, даже самый сильный, ветер не сдувал его в сторону. Предание гласит: впоследствии, когда был построен Храм Соломона, скиния и жертвенник были укрыты в подземном тайнике под храмом. Если верить этому преданию, то чудесный жертвенник еще ждет того часа, когда его отыщет какой-нибудь археолог. Ну что? Отправимся дальше? И что мы увидим? Перед входом в шатер находился золотой Умывальник, в котором священники мыли руки и ноги перед тем, как войти в скинию. Умывальник выполнял две функции: в нем священники смывали кровь жертвенных животных, а так же он напоминал о духовном очищении перед входом в святилище. Судьба этого первого умывальника неизвестна. Возможно, он был укрыт в тайнике вместе с жертвенником. В Храме Соломона место первого умывальника заняло Медное море – это была огромная бронзовая чаша, которая выполняла ту же роль, что и первый умывальник – служила для омовения священников. Размеры этого «моря» впечатляют: диаметр его был около 5 метров, а объем около тысячи кубических метров, толщина стенок 7,5 см. Если произвести сложные расчеты, то можно определить приблизительный вес этой реликвии: она должна была весить около 33 тонн! Двенадцать огромных медных волов, по три с каждой стороны света, поддерживали это «медное море». Помимо этого во дворе стояли еще десять медных умывальников, украшенных изображениями херувимов, львов и быков. Эти умывальники предназначались для омовения жертв. Многих охотников за реликвиями волнует вопрос: где сейчас находятся золотой умывальник и медное море? Можно предположить, что умывальник был укрыт в тайнике вместе с жертвенником. А ведь медное море, по причине внушительных размеров, в тайничок не спрячешь. Представительница факультета Рейвенкло протиснулась вперед и спросила: - А нам можно зайти в сам шатер? - Поскольку это не настоящая скиния, а всего лишь ее макет, мы, конечно, пройдем и ознакомимся со святынями, которые находились в настоящей скинии. А в настоящее Святилище могли входить только священники, а в Святая святых позволялось входить только первосвященнику один раз в год. Прошу! – профессор жестом пригласил учеников в шатер. Каким-то невероятным образом (без магии, конечно, не обошлось) все ученики поместились в небольшом по размерам шатре. Аромат и дым благовонных курений наполняли помещение. Когда их глаза привыкли к полумраку, они увидели, откуда исходили эти ароматы. Посередине шатра располагался алтарь. - Перед вами - Жертвенник воскурения. На нем священники воскуряли фимиам. Размеры его были примерно 50х50 см и высота около 1 м. Сделан он был из дерева ситтим и обит листовым золотом. По бокам жертвенника располагались золотые кольца, что позволяло в походе переносить его с места на место при помощи позолоченных шестов. Священники ежедневно, в утреннее и вечернее время, должны были жечь на нём благовонные курения. Густые благовонные потоки, поднимаясь вверх, символизировали молитвы, возносящиеся к Богу. Профессор услышал шум в углу шатра. Оглянувшись, он увидел, что один ученик попытался откусить кусочек от ритуального хлеба, но поперхнулся и закашлялся. - Вы что творите! Хлеб не настоящий, он же сделан из папье-маше! Чем же вы слушали, когда я в начале лекции предупреждал, что здесь все не настоящее! Кстати, это ритуальный хлеб. Каждую пятницу каждое колено израильское выпекало по одному хлебу. Во время странствия по пустыне хлебами предложения называли испечённую манну. Вот на этот стол, который называется Стол хлебов предложения, и укладывались 12 хлебов. Каждую субботу хлеб заменяли вновь испеченным, а предыдущий хлеб должны были съедать священники в святом месте. Стол никогда не был пустым, даже в то время, когда народ израильский был в походе. Изготовлен этот стол был так же, как и жертвенник воскурения, из дерева ситтим и обит листовым золотом. По углам стола прикреплялись золотые кольца, в которые вставлялись позолоченные шесты, при помощи которых стол могли переносить в странствии. Впоследствии Стол хлебов предложения был перенесен в Первый Храм. Судьба Стола хлебов предложения прослеживается вплоть до 534 года, когда он был захвачен византийской армией и перевезен из Карфагена в Константинополь, во дворец византийских императоров. - Даже не пытайтесь потушить огонь на этом светильнике! – окликнул Грифон, увидев, как ученик в зеленой мантии пытается дотянуться до золотого светильника. Профессор взмахнул палочкой, и на стене шатра появился плакат со словами из священного писания: И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжет он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе (Исх.25:31—40) - Кто знает, что это за светильник? Юноша в желтой мантии бодро отрапортовал: - Это Менора. Евреи считают её не просто символом, это память о том, как Бог сотворил мир за семь дней (вообще, конечно, странно, он вроде его за 6 создал, в 7-ой отдыхал), а ствол светильника олицетворяет субботу. Кстати, Моисею показалось слишком сложным описание, данное Богом, тогда тот сам изготовил Менору. - Благодарю, - прервал юношу профессор, – продолжим. Менора была выкована цельной из таланта золота. Талант - это около 30 кг. Горение Меноры поддерживалось постоянно и являлось одной из обязанностей священников. Масло для светильника использовалось особое, лишь то, которое получают при первом отжиме олив. Свет Меноры наполнял Святилище и освещал священников во время службы. В более поздние времена, в первом Храме, построенном Соломоном, было десять нарядно отделанных золотых Менор - пять вдоль северной и пять вдоль южной стен зала. Были и серебряные Меноры, но в Библии нет их описаний. - Вы хотели еще что-то добавить? – профессор обернулся к только что отвечавшему юноше. - Да, я хочу рассказать легенду. Давно это было, более чем две тысячи лет назад, во время правления в Палестине греко-сирийского императора Антиоха IV Епифана. В это самое время греки пытались склонить евреев сменить иудейскую веру и поклоняться их языческим богам. Для этих самых целей Антиох приказал превратить Первый Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Конечно, от своей веры иудеи не отказались и в течение трёх лет воевали под началом Иуды Маккавея против армии Антиоха, пока им не удалось освободить храм. Собравшись вынести всех идолов, воины Маккавея обнаружили, что храм пуст и от прежней роскоши остался только маленький кувшинчик со священным маслом. Да и елея в нём было настолько мало, что едва ли могло хватить на поддержание священного огня перед Ковчегом Завета. И вот случилось чудо. Светильник не угасал даже при этом количестве масла ровно столько дней, сколько понадобилось священнослужителям, чтобы собрать достаточное количество масла для поддержания огня. - Царь Навуходоносор в 586 году до н.э. разрушил Храм Соломона и «изломал все золотые сосуды, которые сделал для зала Храма Господня Соломон, царь Израильский». Тогда могла быть и уничтожена Менора. Однако легенда утверждает, что подлинная Менора сохранилась, она была укрыта в потайном месте и возвращена во Второй Храм. Есть сведения, что Менора была захвачена Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. и отправлена в Сирию. Впоследствии Менору опять возвращают в Иерусалим. В 70 г. н. э при взятии Иерусалима Титом Менора была захвачена римлянами и отправлена в Рим вместе с другими трофеями. Эти реликвии впоследствии были размещены императором Веспасианом в только что построенном храме богине Мира. Другие источники гласят, что Менора, вывезенная Титом из Иерусалима, не была светильником Моисея, а настоящую Золотую Менору успели спрятать священники. Существует версия, что Менора была из Рима перевезена во дворец византийских императоров и уничтожена в 1204 г. во время 4-го крестового похода. - Имеет право на существование и такая версия! – блеснул знаниями тот же ученик. - Ещё в Риме некими злоумышленниками Менора была выброшена в мутные воды реки Тибр. Произошло это как раз напротив того места, где впоследствии возникло еврейское гетто, а позднее, в конце XIX века, расположилось здание главной римской синагоги. Многие пытались искать Менору, потому что еврейский народ твёрдо убеждён, что она всё ещё цела и невредима, её просто нужно обнаружить. В январе 1996 года в Риме побывал Шимон Шитрит - министр по делам религии Израиля. По имеющимся у правительства Израиля сведениям, знаменитая «Золотая Менора» не пропала, а хранится за семью печатями в подвалах Ватикана, и что «возвращение реликвии (или хотя бы прояснение ее судьбы) имело бы огромную важность для отношений между еврейским народом и католическим миром». Свои утверждения израильтяне почерпнули из исследований специалистов из Флорентийского университета. Однако Папа, выслушав всё это, однозначного ответа не дал, чем спровоцировал ещё большие убеждения, что так оно и есть на самом деле. Повторный визит, уже с требованиями осмотреть подвалы Ватикана, произошёл в 2002 году, но и тогда раввинам Израиля было отказано в посещении святых стен Ватикана. - Браво! Великолепные дополнения! Профессор протянул ученику шоколадную лягушку. Теперь мы заглянем в Святая святых. Тут за занавесью располагался один из самых знаменитых и загадочных библейских артефактов – Ковчег Завета. В Святая святых разрешалось входить только первосвященнику и только один раз в году. И пусть сделают ковчег из дерева ситтим: два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом (Исх 25:10-11) Ковчег Завета предназначался для хранения скрижалей – двух каменных плит, на которых Божьей рукой были записаны десять заповедей. Эти скрижали Моисей получил из рук Бога на горе Синай. Есть сведения, что в Ковчеге Завета находились и первые, разбитые скрижали. Вместе с Ковчегом также хранилась чаша с манной небесной, которой питался еврейский народ после исхода из Египта, и посох Аарона, о котором мы говорили на прошлой лекции. Некоторые считают, что в Ковчеге хранится непроизносимое Имя Бога с другими его эпитетами. Только Моисей и царь Соломон, знавший "науки египетские", могли управлять ковчегом и при помощи него беседовать со Всевышним. Для простых смертных смотреть на Ковчег Завета или прикасаться к нему считалось опасным для жизни. Поэтому при транспортировке переносчики обёртывали Ковчег шерстяным парохетом, покрывалом из кожи тахаша, и, в завершении, покрывалом из голубой ткани. Девушки, а вы что отвернулись? Боитесь смотреть на Ковчег? Я же сказал, что все предметы в нашей скинии не настоящие, все это макеты, поэтому они не представляют никакой опасности. И ценности тоже! Молодые люди! Даже не пытайтесь отломить ножку от стола! Она не золотая! Вернемся к лекции. Когда был построен Храм Соломона, Ковчег Завета был торжественно внесен туда и установлен в Святая святых. Здесь же находился каменный пьедестал, называемый эвен штия. Это так называемый Краеугольный камень, который, по преданию, является подножием самого Бога и находится в самом центре Земли. Судьба самой главной реликвии израильтян – Ковчега Завета - не давала покоя ученым во все времена. Постичь тайну Ковчега пытались многие маги. После разрушения храма след реликвии был потерян. Археологи пытались искать Ковчег Завета и внутри Храмовой горы в Иерусалиме - на месте, где находился храм царя Соломона. Не увенчались успехом поиски реликвии под горой Небо в Иордании. Некоторые даже предполагали, что он мог находиться под местом казни Иисуса Христа на Голгофе. Охотники за реликвиями уделяли поискам Ковчега много времени и сил. Пытались разыскать его и крестоносцы, и тамплиеры, и масоны, и иезуиты, и нацисты. Для поиска реликвии были организованы многочисленные экспедиции. Эфиопские христиане прямо-таки уверены, что Ковчег находится в городе Аксуме под опекой священников собора Святейшей Девы Марии Сиона. Исследователи безрезультатно искали следы Ковчега в Вавилоне, Шотландии, Испании или Канаде. Английский исследователь Грэм Хэнкок утверждает, что ему удалось обнаружить следы утраченного Ковчега. Он убежден, что на основе Библейских рассказов, исторических документов и свидетельств ему удалось установить, куда мог исчезнуть Ковчег Завета и где он находится сейчас. Последние раскопки, посвященные поискам Ковчега, проводились в пещерах недалеко от Иерусалима. 6 января 1982 года была найдена пещера, в которой предположительно находился Ковчег Завета. Этими раскопками занимался Рон Уайетт. Он утверждал, что нашёл каменный ящик-саркофаг, и был уверен, что это Ковчег Завета. Неоднократно он пытался сфотографировать этот саркофаг, но каждый раз снимки оказывались «засвеченными». Затем ученый решил заснять увиденное на видеокамеру, но, как он утверждает, сделать это ему помешали ангелы, приставленные охранять Ковчег Завета. Они объяснили ему, что людям еще не разрешено увидеть его. А теперь запишите домашнее задание и можете возвращаться в школу. А вас, молодые люди, я попрошу задержаться. Вы поможете мне сложить шатер и занести все предметы в кладовую. Домашнее задание. 1. Менора - распространенная национальная и религиозная эмблема одной из стран. Она служит основным элементом герба этой страны. О каком государстве идет речь?(2 балла) 2. Когда Ковчег Завета переносили через реку Иордан, произошло чудо. Расскажите об этом. (4 балла) 3. В одном знаменитом фильме один не менее знаменитый охотник за артефактами отправляется на поиски Ковчега. О каком фильме идет речь? Удалось ли герою фильма обнаружить бесценную реликвию? (4 балла) Работы отправляйте через личное дело или с моим почтовым вороненком |
| В Хогвартс | | В кабинет | | Расписание уроков | | Журнал | |