В лесу далеком клад зарыт. Первокурсники собирались у двери кабинета. Одни из них робко улыбались друг другу, другие смело знакомились. К кабинету бодрым шагом приблизился молодой преподаватель. Преподаватель приветливо улыбнулся ученикам и распахнул двери своего кабинета, приглашая всех на лекцию. Каждый входящий с любопытством разглядывал незнакомый кабинет, стены которого были увешаны необычными картами, нарисованными, похоже, от руки. На полках стояли старинные греческие амфоры, золотая и серебряная посуда, котелки с монетами, а в углу расположился огромный сундук с сокровищами. Когда все расселись по местам, преподаватель поднял руку, успокаивая галдящих учеников. - Приветствую вас, студенты Хогвартса Сириуса! Я рад видеть вас на моем уроке. Позвольте представиться. Меня зовут профессор Грифон. Я буду вести предмет, который называется «Клады и сокровища». Надеюсь, что урок покажется вам интересным. Здесь вы сможете узнать много нового, сделать массу открытий. Я расскажу вам о знаменитых кладах и о том, как их добыть. Вопросы вы можете задать мне на форуме для консультаций, либо написать мне письмо. Ну а теперь, давайте приступим к нашему первому уроку. И тема его будет: С давних времен люди с упоением искали сокровища, спрятанные в земле, в стенах старинных замков или могильных склепах. Охотники за сокровищами появились сразу же, как только в потайных уголках земли люди стали укрывать от глаз посторонних свои богатства. Кладоискатели проникали в места упокоения фараонов и богатых жрецов в Египте, охотились за золотом древних индейских государств. Воображение охотников за сокровищами всегда волновали клады, спрятанные пиратами. Лихорадка кладоискательства не обошла стороной и Россию В Древней Руси клад воспринимался людьми как нечто, символизирующее благополучие и удачу его хозяина. Легенды, которые передавались в деревнях из поколения в поколение, гласили, что хозяевами зарытых в землю тяжелых сундуков и бочек с золотом и серебром были не только лесные разбойники, но и богатые купцы, помещики, церковнослужители. В детстве многие из нас делали незамысловатые клады и верили, что они принесут счастье. Кто может о них рассказать? - Речь идет о «секретиках», - рассмеялась девочка в синей мантии. - Чтобы его сделать, надо взять чистое стёклышко и вырыть в земле ямку. Положить в ямку фантик, а на фантик всё, что у вас есть красивого. Можно класть камень, осколок тарелки, бусину, красивое птичье пёрышко, жёлудь или шапочку от жёлудя, разноцветный лоскуток, цветок, листик, а можно даже просто траву, можно настоящую конфету. Да, можно ещё пуговицу, если она блестящая. Когда все красиво уложено, прикрыть всё это стёклышком и засыпать землёй. А потом потихоньку пальцем расчищать от земли и смотреть в дырочку... Знаете, как красиво будет! Когда такой «секретик» сделан, надо запомнить место и уходить. - Правильно, «секретики» - это тоже клады, хотя и наивные, детские. И, наверное, многие мальчишки чувствовали себя кладоискателями, когда отправлялись на поиски девчоночьих «секретиков». Так что же такое клад? Толковый словарь С. И. Ожегова разъясняет это слово следующим образом: «Клад – это зарытые, спрятанные где-нибудь ценности». Скажите, что вам представляется, когда вы слышите слово «клад»? мальчик в желтой мантии незамедлительно поднял руку. - Мне сразу же представляется сундук, полный драгоценных камней и старинных украшений, или же глиняный горшок, доверху заполненный звонкими золотыми и серебряными монетами. Все дружно повернули головы в сторону сундука и полок, сплошь уставленных старинными сокровищами. - Совершенно верно! Но кладом могут быть не только драгоценности и вышедшие из обращения денежные знаки. Сокровища, спрятанные в глубинах земли, могут представлять собой огромную художественную и историческую ценность. Такие клады тоже стоят немалых денег. Бывает, клад состоит не из монет и украшений, а из вещей, когда-то очень давно припрятанных человеком на черный день. Такой клад является ценнейшей находкой для археологов. На дне моря покоятся сокровища затонувших кораблей, среди которых находятся не только золотые слитки, но и амфоры, хранящие следы зерна, масла, вин. Особо удачливым охотникам за сокровищами попадаются маленькие фигурки различных животных, топорики, бубенчики размером в два-три сантиметра. Это обереги, отпугивающие нечистую силу. Они были широко распространены среди жителей языческой Руси. Такие амулеты имеют огромную историческую ценность, и, кроме того, они сохраняют свою магическую силу и оберегают от злого влияния своих новых владельцев. Поля былых сражений до сих пор хранят остатки оружия прошлых столетий. Чаще всего находят наконечники стрел, копий и топоры. Практически невозможно найти меч, ведь в древности он являлся оружием знатных людей, князей и воевод, и просто потерять его было большим позором. Меч оставался на поле брани, только если его хозяин был убит. Да и то, победители чаще всего подбирали такое ценное оружие. 1. Ценностные клады – это клады, содержащие предметы, которые являлись общепринятыми ценностями в то время, когда были захоронены. Клады из этой группы являются наиболее распространенными. 2. Бытовые клады – характерны для местностей, где проходила миграция населения, например, в случае добровольной эвакуации. Эти клады представляют собой некую "сборную солянку" из всевозможных предметов бытового назначения. 3. Реликвийные клады - это тайники, в которых содержатся письма, национальные или военные символы, укрываемые от врага. Примером такого клада могут служить сокровища Тамплиеров. 1. Сберегательные – это те клады, в которых люди хранили свои деньги и драгоценности. Такие клады прятали под порогом или под деревом. К этой группе можно также отнести клады грозных пиратов. 2. Ситуационнные клады – это клады, спрятанные в экстремальных условиях. Примерами служат клады военного времени. 3.Культовые клады - это ценности, принесенные в жертву языческим богам и духам. К ним относятся лесные алтари и подземные святилища, священные камни и жертвенные водоемы. 1. Поверхностные клады - это клады, которые спрятаны в наземных постройках, природных полостях (исключая пещеры), зарыты в земле не глубже трех метров. 2. Подземные клады - это ценности, спрятанные в естественных и искусственных подземельях, а так же закопанные в землю на глубину более трех метров. 3.Подводные клады - это клады, спрятанные под водой. К этой группе также можно отнести ценности, сокрытые водой и донными наносами помимо воли их владельца. Итак, будущие кладоискатели, если вы обнаружили какую-то ценность, необходимо определить, что вы нашли. Проще говоря, нужно выяснить, клад это или находка. Отличие очень простое: клад – это то, что спрятано надежно и чего сразу много: не менее трех предметов, лежащих в одном месте. Находкой считается одна вещь, обнаруженная в верхнем слое почвы, чаще всего потерянная. На этом я закончу свою лекцию. Очень надеюсь, что она вам понравилась. Грифон с улыбкой смотрел вслед выходящим из кабинета ученикам, вспоминая те счастливые времена, когда он сам учился. Домашнее задание 1. Расскажите своими словами, что такое клад? (1 балл) 2. Приведите примеры кладов из исторических или литературных источников. (2 балла) 3. Мне интересно ваше мнение, является ли археолог кладоискателем? Поясните свою точку зрения. (3 балла) 4. Напишите сочинение на тему: Хочу ли я стать кладоискателем? (4 балла) Советую, прежде чем приступить к выполнению работы, ознакомиться с требованиями к домашним работам. В качестве докладов принимаются сочинения и рассказы о кладах.
|
| В Хогвартс | | В кабинет | | Расписание уроков | | Журнал | |