Клады Степана Разина         




Каменный двор
(Жигулевская легенда)
Баял нам один старик,
Будто Двор в горах возник.
Необычный этот Двор.
Он стоит в отрогах гор
Весь из Каменных он скал,
Словно кто заколдовал.
В середине, на бугре
Три берёзки во дворе.
Обитает там душа.
Есть ворота-сторожа.
Крыша – это тёмный лес.
Там хозяйничает бес.
Есть две горки по бокам.
То своя охрана там.
Есть и терем у Двора.
В нём глубокая нора,
Что Пещерою зовут.
Вход Ворота стерегут.
Кладки каменной стена
У Пещеры той видна.
Не дай Бог там побывать,
Во Дворе заночевать.
Трезв пойдёшь туда, иль пьян,
Встретит сам тебя Степан.
Слышал я в горах однажды,
Он живёт на свете дважды,
Людям виден всё равно,
Хоть и сгинул он давно.
Мимо проплывёшь на лодке,
Сводит судорогой глотку.
Ты от страха сам не свой.
Волчий слышен где-то вой.
В этом Каменном Дворе
Все палаты в серебре.
А в Пещере много злата.
Стенька здесь весьма богатый.
Говорят, что здесь, в горе
Рано утром на заре
Слышен колокола звон.
То ли звон, а то ли стон.
В Жигулях молва живёт:
Разин всех к себе зовёт.
Потому он дважды жив,
Что богатства сторожив,
Не найдёт покоя он,
Пока клад им не вручён.
Тому злато надо дать,
Кто сумеет его взять.
Только тот не пропадёт,
Кто всё разом унесёт.
А Степан, молва твердит,
Вас приветит, приютит,
Будет сладко угощать,
Предложит заночевать.
Кладёт камушком, причём,
Поднимает калачом.
Только с самого утра,
Не проводит со Двора,
А в Пещеру поведёт.
Там тебя на ключ запрёт.
Не отпустит, хошь не хошь,
Пока клад не заберёшь.
Душу здесь он заложил,
И пока не отслужил.
Хотя буйна голова
Полегла там, где Москва.
Тот, кого он отпустил,
До конца безбедно жил.
А в том Каменном Дворе,
На Степановой горе,
Под берёзками родник
Вдруг откуда-то возник.
Говорят, он сильно бьёт.
Это Разин слёзы льёт.
Атаман и сам не рад
Охранять заветный клад.

©Наталия Красикова


Доброго времени суток, дорогие ученики! Тема сегодняшней лекции Клады Степана Разина.

Степан Тимофеевич Разин - известный в народе под именем Стеньки Разина, глава народного движения, за которым утвердилось название бунта Стеньки Разина. Немного истории. Казак – значит вольный человек. В те времена часть казаков находилась на государственной службе, охраняя южные рубежи России и Речи Посполитой. Другая же часть казаков государственного жалования и земель не получала. Им приходилось зарабатывать себе на пропитание главным образом охотой, рыболовством и разбоем. Эта масса голодных и обездоленных людей готова была пойти за любым удачливым разбойником. И такой человек нашелся, им стал Стенька Разин, который в 1667-1669 годах совершил удачный поход «за зипунами» в прикаспийские земли, на Персию, Стенька Разин был удивительным человеком, обладающим сильным и твердым характером, неукротимой и властной натурой. Он, как никто другой, умел подчинять себе людей, наэлектризовывать их, прослыл даже колдуном.
Его страстные призывы истреблять богатых людей, воевод, дворян, и установить в России казацкие порядки вызывали сочувствие не только среди самих казаков, но и среди крестьян юга России.


Разин становится предводителем мятежников в крестьянской войне 1670-1671 годов. Отряды казаков и крестьян во главе со Стенькой Разиным сумели захватить крупные города Царицын, Астрахань, Самару и Саратов. В одном из боев под Симбирском Степан Разин был ранен. Он вернулся на Дон, в Кагальницкий городок, а 9 апреля 1671 года – «домовитые» казаки взяли Кагальницкий городок штурмом. Разина и его младшего брата Фрола выдали властям. В июне 1671 года в Москве Разин «со товарищами» был подвергнут диким пыткам и четвертованию. Правительство придумало для главного бунтовщика самую страшную из всех пыток. Ни на дыбе, ни под клещами не признался Степан, куда схоронил сокровища.

Английский купец Томас Хебдон, был очевидцем этой казни. Он писал: «По всему миру уже, несомненно, разнеслась весть о том, как мятежник, по имени Степан Разин, год назад стал главарем множества казаков и татар, как он захватил город Астрахань и все Астраханское царство и совершил разные другие тиранства и как, наконец, он всячески стремился привлечь на свою сторону донских казаков, чтобы нанести сильный удар по Москве.
Следует знать, что упомянутые донские казаки сделали вид, будто они с ним согласны. Однако они с ним поступили так из хитрости, дабы поймать лису в ловушку. Выведав, что Разин со своим братом остановился в убежище, где он ничего не опасался, казаки напали на него и захватили его с братом в плен. В прошлую пятницу тысяча мушкетеров-стрельцов доставили его сюда, и сегодня, за два часа до того, как я это пишу, он был наказан по заслугам. Его поставили на специально сколоченную по такому случаю повозку семи футов вышиной: там Разин стоял так, что все люди — а их собралось более ста тысяч — могли его видеть.
На повозке была сооружена виселица, под которой он стоял, пока его везли к месту казни. Он был крепко прикован цепями: одна, очень большая, шла вокруг бедер и спускалась к ногам, другой он был прикован за шею. В середине виселицы была прибита доска, которая поддерживала его голову; его руки были растянуты в стороны и прибиты к краям повозки, и из них текла кровь.
Брат его тоже был в оковах на руках и ногах, и его руки были прикованы к повозке, за которой он должен был идти. Он казался очень оробевшим, так что главарь мятежников часто его подбадривал, сказав ему однажды так: «Ты ведь знаешь, мы затеяли такое, что и при еще больших успехах мы не могли ожидать лучшего конца». Этот Разин все время сохранял свой гневный вид тирана и, как было видно, совсем не боялся смерти. Его царское величество нам, немцам и другим иностранцам, а также персидскому послу, оказал милость, и нас под охраной многих солдат провели поближе, чтобы мы разглядели эту казнь лучше, чем другие, и рассказали бы об этом у себя соотечественникам. Некоторые из нас даже были забрызганы кровью. Сперва ему отрубили руки, потом ноги и, наконец, голову. Эти пять частей тела насадили на пять кольев. Туловище вечером было выброшено псам. После Разина был казнен еще один мятежник, а завтра должен быть казнен также его брат.
Это я пишу в спешке. О том, что еще произойдет, будет сообщено потом.
Москва, через два часа после казни, 6 июня (по старому стилю) 1671 года».

Следующим должен был быть казнен брат Стеньки Фрол. Когда его приволокли на плаху, Фрол закричал: «Слово и дело государево!» Он начал уверять палача, что ему известно место, где Степан зарыл письма и сокровища.
По свидетельству очевидца-иностранца Конрада Штуртцфлейша, уже превращенный в кровавый обрубок Степан Разин вдруг ожил и прошипел: «Молчи, собака!» Это были последние слова Разина, и их Штуртцфлейш записал латинскими буквами.
Казнь Фрола была отсрочена. О чем Томас Хебдон написал: «Умер еще один из главных мятежников, прозванный Чертоусом, а его люди разбиты под Симбирском и вынуждены были отступить... Объявлен указ о даровании жизни и милости тем, кто сам сдался в плен.
Достоверно известно, что недавно казненный мятежник действительно был у них главным бунтовщиком Степаном Разиным. Его брату залечили раны после пыток, и вскоре его должны отправить в Астрахань, чтобы найти клады, закопанные там Степаном».

Несметные богатства привез Разин из похода на Персию, также он грабил богатых людей, отбирая у них деньги и драгоценности, затем атаман прятал их в надежные места. «По отпискам» воевод, бояр и всякого другого богатого люда, «разбойник награбил зело много добра всякого». Поверье гласит, что Стенька накладывал на свои клады страшные заклятья, для того чтобы уберечь их от недостойных. «Клал Стенька клады не с тем, чтобы взять обратно, а потому, что некому было передать на сбережение... Или по желанию, чтобы сокровища его не достались никому, особенно человеку недостойному. Словно чуял Разин, что он — великий грешник, не будет знать смерти на земле, что будут его мучить силы преисподней неслыханной мукой. По некоторым преданиям, мучается он в жигулевских горах; будто у него две бабьи груди и обе сосут змеи», пишет Н. Я. Аристов в «Преданиях о кладах».

Согласно легендам, разинских кладов насчитывается великое множество. По берегам Волги, где некогда гулял атаман со своей лихой вольницей, некоторые холмы с тех пор носят названия: Стол, Шапка, Бугры Стеньки Разина. По преданиям, во всех этих местах зарыты клады атамана. Легенды рассказывают о страсти Стеньки Разина к сокрытию награбленных сокровищ в холмах, курганах и буграх. Согласно одной из них, атаман имел привычку закапывать горшки с золотом в высоких буграх на правом берегу Волги, особенно в ее среднем течении. «Сам Стенька Разин жив до сих пор, сидит где-то в горе, стережет свои поклажи», - пишет А.Н. Афанасьев.
В народе бытовало поверье, что Степан Разин был колдуном и чернокнижником. Не только его клады были «заговоренными», но и сам он был «заговоренным». В народе говорили так: «Того атамана и есаула Разина ни пищаль, ни сабля — ничего не берет». «У Стеньки кроме людской и другая сила была — он себя с малых лет нечистому продал, не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кошму, по Волге плывет и вдруг на воздух над ней поднимался, потому как был чернокнижником».
В народе говорили, что главная жена Степана Разина Марина тоже была колдуньей. Они имела свои собственные клады – золото и серебро в заговоренных бочках. И разрушить Маринины чары не мог даже сам Степан Разин.
Легенда гласит: «Когда изловили Марину и его сотоварищей, почти за каждым из них числился клад. Но Разин ушел и спрятался в берегу между Окой и Волгой, и до сих пор там живет: весь оброс мохом, не знать ни губ, ни зуб. А не умирает он оттого, что мать-земля не принимает его, столько он нагрешил, насвятотатствовал, что не может сойти в землю. Ушел Стенька Разин в сторожа своему кладу, и будет жить, пока жив клад, тем самым обрел он свое разбойничье бессмертие».

В народе рассказывают еще одну легенду, в которой говорится о кладе атамана и о сложных условиях заговора, который наложен на этот клад:
«Шло раз по Волге судно, а на нем один бурлак хворый был. Видит хозяин, что работать бурлак не в силах, дал ему лодку и ссадил.
«Иди, — говорит, — куда-нибудь выйдешь, а кормить тебя даром не хочу. Кто тебя знает, выздоровеешь ты или нет».
И пошел бурлак по тропинке в лес, еле тащится. Ночь прошла, зги не видать. Вдруг вроде впереди огонек мелькает. Пошел бурлак на него и вышел к землянке. А в землянке сидит старик, волосатый весь и седой-преседой.
Попросился бурлак переночевать — тот сперва не пускал, а после говорит: «Пожалуй, ночуй, коли не боишься». Бурлак подумал: «Чего бояться-то? Разбойникам у меня взять нечего». Лег и заснул.
А утром старик и говорит: «А знаешь ли ты, у кого ночевал и кто я?» «Не знаю», — говорит тот. «Я — Стенька Разин, великий грешник — смерти себе не знаю и здесь за грехи свои муку терплю».
У бурлака хворь как рукой сняло — стоит, слушает старика. А тот продолжает: «Далеча отсюда, в земле с кладом ружье зарыто, спрыг-травой заряжено, — там моя смерть. На вот тебе». И дал старик запись на богатый клад — зарыт он был в Симбирской губернии...»
«Зарыт клад в селе Шатрашанах, и столько казны в нем было, что по сказу бурлака можно было Симбирскую губернию сорок раз выжечь и сорок раз обстроить лучше прежнего. Все было прописано в той грамотке — сколько, чего и как взять.
Первым делом часть денег по церквам и по нищей братии раздать, а после взять и из ружья выпалить да сказать три раза: «Степану Разину вечная память!» — тогда в ту же минуту умрет Стенька и кончились бы его мучения-муки.
Да не случилось этого. Не дался клад бурлаку. Человек он был темный, грамоте не знал и отдал запись в другие руки — клад в землю и ушел».

Говорят, что Разин сам свои клады будто проверяет. Частенько видели его мчащимся на белом скакуне по тем местам, где положил свои клады – по городищам и пещерам, по горам и курганам. А зачастую плывет он в струге под белыми шелковыми парусами вдоль по Волге.
В Могилищах, поговаривают, клад Разина охраняют призраки. До сих пор, по прошествию стольких лет, жители утверждают, что в тех местах творится чертовщина – летающие огоньки появляются, находят умерших не своей смертью зверей, люди проваливаются в старые могилы, молнии ударяют в дома.
И. Я. Стеллецкий интересовался кладами Стеньки Разина.
Среди кладоискателей известна история о том, как в 1904 году некий офицер в отставке среди бумаг покойной бабушки нашел настоящую кладовую запись Степана Разина о спрятанных близ утеса драгоценностях. Офицер отыскал указанное место, и начал раскопки. Он обнаружил целую сеть подземных тоннелей с мощными дубовыми распорками. Но тут началась русско-японская война, раскопки пришлось отложить. Офицер ушел на войну, где и погиб. Кладовая запись попала в руки есаула войска Донского. Есаул отвез кладовую запись в Петербург и опубликовал в девяти газетах. Многие решили тогда попытать удачу, но отыскать клад никому не удалось.

Известна еще одна история, связанная с именем Степана Разина. В Саратовской области, вблизи местечка Увек, где когда-то располагался золотоордынский город, есть заросший лесом овраг, который называют Стенькиным. В этом овраге находилась пещера, названная Стенькиной. Историк В. Крестовский в XIX веке обследовал овраг и остатки пещеры, он обнаружил стены пещеры, облицованные татарским кирпичом, нашел монеты и предметы времен Золотой Орды, но кладов Стеньки Разина так и не нашел.
В Царицыне в 1914 году рядом с церковью Троицы обвалилась гора, на дне обвала обнаружился потайной тоннель. Ученые, принявшие исследовать его, выяснили, что он вел от церкви к пристани на Волге, куда приплывали челны казаков, груженые добычей. В этом тоннеле были найдены несколько золотых и серебряных изделий.

Во время Великой Отечественной войны страшные бои шли в Сталинграде. Во время одной из бомбардировок высокий берег Волги начал осыпаться и обнажил несколько старинных пушек. Очевидец этих событий, капитан 1 ранга Г. И. Бессонов утверждал, что взрыв расколол один из стволов, и из него посыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, серебряные и золотые предметы. Но жаркий бой продолжался, и сокровища вновь оказались погребенными под землей. Вслед за этим пошел снег. В дальнейшем фронтовик пытался найти это место, но так и не смог.
Исследователи уверены, что это был клад Стеньки Разина, ведь в кладовых грамотках говорится, что атаман часть своих сокровищ прятал в стволах «порченых» пушек, забивал их кляпом и закапывал на берегу Волги. Легенд и рассказов о разинских кладах бесчисленное множество, известно завещание, и даже несколько кладовых записей, известны точные места захоронения и даже «зароки», на которые эти клады положены, но ни один клад до сих пор не был найден.

Завещание Степана Разина
«Шел я, Степан Тимофеевич сын Разин, из города Алатыря в верх Суры реки и дошел до речки Транслейки и спрашивал мордвина, где пройти за Суру реку - и перешел со всем своим войском. Дошел я от брода в Горы и нашел в правой стороне ключ, и тут мы жили полтора года, и это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное, и шли мы четыре дня и дошли до горы - еще гора, и в горе ключ, в полдень течет; в горе верхней две зимницы на полдень выход. Среди той три яблони посажены в малой стрелке, в полугоре - ломы, шипы, заступки и доска медная; на верхней горе шолом. Тут пенек-дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом. И тут положены стволы и бомбы, и тут вырыт выход, и сделан покрыт, обложен пластинами дубовыми. И в нем положена братская казна, 40 медянок, а моей - купца Бабушкина, алаторского клюшника 40 тысяч, и его, Ивана, два сундука платья, сундук третий - апоноки драгоценного жемчугу и всякие вещи драгие. Еще 4 пуда особливого жемчугу и 7 ружей, а мое ружье стоит в правом углу, заряжено и заткнуто, а именно - травой. В середине стоит образ Богоматери не оцененный, украшен всякими бриллиантами. Это место кто найдет, и будет трясение одна минута; а расстоянием от пенька полста оглоблей; а оный сыскавши, раздать сию казну по церквам 40 тысяч на белом коне, а раздавши - из моего турецкого выстрелить и сказать: 'Вот тебе, Степан Тимофеевич сын Разин, вечная память!'. А коню голову отрубить. А сия поклажа положена 1732 года. Прежде проговорить три молитвы - Богоматери, Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу; а потом будет три трясения. Списал шатрашанский мужик Семен Данилов в месяце июне».

Возможно, придет тот час, когда исполнится завещание Степана Разина, будет найден его клад, земля простит все его деяния и а сам атаман, в конце концов, упокоится с миром.

Домашнее задание.
1. Казнь Фрола Разина была отложена. На поиски кладов была отправлена экспедиция. Многие ученые, изучавшие документы того времени, уверяют, что царя в меньшей степени интересовали сокровища. Гораздо важней для него было найти документы. Что же это могли быть за бумаги, и почему они были так важны, что долгих пять лет государь Алексей Михайлович откладывал казнь преступника?
2. Смерть Кощея Бессмертного находилась на конце иглы. А где находится смерть Стеньки Разина?
3. Каждый кладоискатель, отправляясь на поиски клада, рисует в мечтах, каким будет найденный клад. Представьте, что вы собираетесь на поиски клада Степана Разина, каким вы представляете этот клад? Что в нем будет сокрыто?


В качестве докладов предлагаю следующие темы:
1. Клады Емельяна Пугачева
2. Клады Кудеяра.
3. Клады атамана Тяпки.
4. Клады гетмана Мазепы.
5. Клады и легенды острова Хортица.

Работы отправляйте через личное дело или с моим почтовым вороненком

Если отправляете домашнюю работу вороненком, обязательно указывайте свой ник, курс и факультет.




Сайт управляется системой uCoz

| В Хогвартс | | В кабинет | | Расписание уроков | | Журнал |


Сайт управляется системой uCoz